Основной ошибкой выбора стратегии развития менеджмента является концентрация усилий на развитие и сохранение основного направления бизнеса.
Сосредоточение усилий компании на развитии только в одной сфере деятельности имеет свои неоспоримые преимущества, поскольку все ресурсы фирмы, в этом случае, будут сконцентрированы в одной области и руководство предприятия будет максимально сосредоточено на одном направлении. Сотрудники компании будут накапливать опыт и оттачивать только те навыки и компетенции, которые необходимы для движения в одном заданном направлении. В этом случае мы не видим однозначного рассредоточения и распыления потенциала компании.
Данная политика развития бизнеса является достаточно распространенной и в большинстве случаев действительно может казаться весьма привлекательной. На одном из этапов развития компании и совершенствования сильных сторон в бизнесе, унификация может позволить достичь высоких результатов на рынке, и, возможно, поможет даже стать лидером отрасли.
Однако современный рынок и раньше не особо отличался стабильностью и сейчас, в век глобализации и цифровизации экономики, когда стираются не только политические и административные, но и технологические, информационные, культурные барьеры, темп изменения рыночных условий в разы опережает реакцию самого искусного менеджмента.
Уже сегодня для эксклюзивного товара или услуги, на который "моно-брендовая/ моно-компания" делает ставку, могут появиться дженерики. А для компании, которая была лидером отрасли по издержкам, поставщик может резко изменить условия сотрудничества, в следствии увеличения числа желающих сотрудничать с ним. Вариантов неблагополучного развития событий может быть множество. Реализация одного из негативных сценариев ослабит позицию фирмы на рынке и вынудит к осуществлению перемен, если конечно, будет что менять и спасать.
Именно необходимость остаться "на плаву" заставляет менеджмент и собственников бизнеса обратить свой взгляд на совершенно другую область деятельности. Туда:
- где конкуренция, ещё возможно не вышла на столь высокий уровень;
- где поставщик ресурсов, пользуясь своими преимуществами, еще не диктует партнерам свои условия.
В настоящее время одной из наиболее эффективных и проверенных моделей устойчивого развития коммерческой организации, снижения рисков и повышения эффективности является диверсификация предпринимательской деятельности.
Однако, чтобы полностью использовать преимущества данной стратегии, нужно не только обладать достаточными ресурсами, но и правильно выбрать направление нового вида деятельности. Актуальность нового направления деятельности запросам рынка является одним из основных условий успеха реализации стратегии диверсификации с целью повышения эффективности.
Руководствуясь принципами разумности и достаточности, не стоит забывать и о возможных рисках стратегии диверсификации деятельности. И прежде, чем начать развитие нового направления деятельности провести тщательный анализ и индивидуальных рисков нового проекта, и смешанных рисков, и рисков, которые реализация стратегии диверсификации несёт для основного вида деятельности. Анализ рисков, разработка мероприятий по их упразднению и контролю позволит не только развить новое направление деятельности, но и преумножить эффективность существующего направления.
В экономической литературе принято разделять диверсификацию деятельности компании на связанную и несвязанную диверсификацию:
- Несвязанную диверсификацию часто называют латеральной (от лат. lateralis - боковой) диверсификацией.
- Связанная (или смежная) диверсификация в зависимости от направлений развития может быть вертикальной или горизонтальной (профильной).
Стратегия диверсификации - это форма стратегии роста, которая помогает организационному бизнесу расти. Это открывает новые возможности для организации. Принимая эту стратегию, организация не только диверсифицирует свои предложения на целевых рынках, но и расширяет свои бизнес горизонты. Стратегия помогает организации увеличить объем продаж и доходы, сохраняя при этом затраты до минимума
Диверсификация является вступлением компании в новые производственные отношения, путем более эффективного менеджмента. Цель, которую ставит перед собой диверсификация, – добиться увеличения показателей эффективности, максимально используя имеющиеся ресурсы.
С уважением, Олег Гераськин
(предприниматель и бизнес-консультант, CEO, преподаватель MBA на экономическом факультете МГУ им.М.В.Ломоносова, независимый корпоративный директор, член АНД)